Cтраховой сервис (Energy life) О неприличном слове на букву «Т»

Вот документ, который лежит здесь, на сайте Петербургского Общественного совета по рекламе.

Рассмотрение содержания рекламы страховой компании «Energy life» (наружная реклама — 3 на 6 м и газетно-журнальная реклама имеющая слоган «Трахнем страх») на предмет соответствия этическим нормам. На заседании присутствовали: от компании «Energy life» — генеральный директор Дербенко Игорь, от разработчика — рекламного агентства «Иллан» — Сергей Пикус, генеральный директор; Георгий Минаев креативный директор. Суть проблемы: РА «Иллан» разработало, утвердило у заказчика — страховой брокерской кампании «Energy life» — и разместило в СМИ и на улицах города рекламу клиента со слоганом «Трахнем страх». Реклама выполнена в духе «окон роста» 20-х годов.

После размещения рекламы в городе в министерство по антимонопольной политике поступили жалобы от горожан на двусмысленность слогана. Кроме того, администрация Выборгского района также в письме обратило внимание на этическую сторону подобной рекламы. Мнение РА «Иллан» — правильное понимание слова «трахнуть» означает «ударить». Тем самым, по мнению агентства, авторы возвращают первоначальный смысл. Рекламодатель, компания «Energy life», высказала восхищение от работы агентства. Рекламная кампания смогла осуществить рывок в области рекламы услуг в области страхования и оказалась достаточно эффективной. Члены Общественного Совета по рекламе отметили оригинальность идеи с точки зрения эффективности рекламы, однако, высказали мнение, что подобная реклама, находящаяся на грани этических норм, может спровоцировать ужесточение законодательных требований со стороны парламентариев, не говоря уже о том, что и без того отрицательное отношение населения к рекламе, может еще более ухудшиться. Все эти возможные последствия абсолютно не нужны развивающемуся рынку рекламных услуг. Ибо вопрос «как искать тендеры» станет еще более актуальным.

Комментарий

Не будем ханжествовать — действительно у слова «трахнуть» есть и второй смысл. В таком значении трахнуть стали использовать в молодежной среде где-то в начале 70-х годов, для которой имеющийся список синонимов главного глагола русского языка был уже недостаточен, и хотелось придумать что-то новое, отражающее реалии сексуальной революции. Придумали. Очень емкое слово, что и говорить. Но вернемся в нашему «трахнуть» — не в смысле вступить в половую связь, а в смысле — произвести какое-либо действие с шумом, неожиданно (по Ожегову). От того, что у него есть неприличный двойник, его теперь следует запретить, что ли? Если идти по такому пути, то словарный запас нашего языка придется наполовину сократить.

Я не лингвист, но помню, что любая субкультура (уголовная, молодежная, гей, наркоманская) старается создать свой язык, при этом очень редко придумываются новые слова — чаще слова для нового арго заимствуются из языка уже существующего, просто им придается новый смысл. Но сфера действия слов в их жаргонных вариантах настолько мала, что слова, имеющие дополнительные смыслы, всеми специалистами относятся к вполне нормативной лексике.

Тут должна быть своего рода презумпция невиновности — слово считается приличным, пока не доказано обратное. Например, фраза «Трахнул палкой по яйцам» считается вполне нормативной. Не нормативный смысл ей может придать только контекст. В случае рекламы контекст задается картинкой, а у картинки смысл полностью служебный по отношению к слогану. Предложено трахнуть страх, и показано, как это делается именно в прямом смысле — молотком, второго смысла нет — в рекламе никто не совокупляется. Причем, стилистка рисунка очень узнаваема и тоже никак не связана со вторым смыслом — «Окна РОСТА», которые были далеки от всякой эротики настолько, насколько это возможно. Но смысл всего происходящего становится понятен, если вспомнить про индекс Джинни — соотношение самых богатых и самых бедных в обществе. У нас он зашкаливает: по статистическим данным ООН 30% населения получают 70% доходов, 20% населения живут ниже черты бедности (2.5 доллара в день на человека).

Реклама рассчитана на состоятельных людей, кому есть чего страховать. Эти люди передвигаются на машинах и являются основной зрительской аудиторией щитов. И им она понравилась, и оказалась эффективна. Думаю, ограничься реклама только «Деловым Петербургом» — и никаких протестов бы не было. Но состоятельные люди делят общее пространство с теми, у кого страх принципиально другого рода — не что угонят машину или сгорит дача, а что завтра нечем будет кормить детей, не будет денег на лекарства, если кто-то заболеет. Для них реклама — это постоянный раздражитель, они бы с удовольствием запретили ее всю, они и пишут письма в местные органы власти. Все местные власти — на стороне антирекламистов из народа по определению. Они не могут помочь деньгами, потому что надо работать и наполнять местные бюджеты, а это сложно. А вот запретить рекламу и так проявить заботу о народе — просто. В этом истинный смысл происходящего, а не в слове «трахнуть». “Трахнуть” — это предлог. Но Общественный Совет Петербурга абсолютно прав в том, что реклама не должна повышать уровень социального напряжения в обществе. В том числе и эта, хотя она неплохо сделана.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

О авторе admin

Работаю в сфере информационных технологий. Мое хобби это компьютеры, интернет, бизнес, реклама.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*